В газете "Вечерняя Уфа" вышла статья "Первая ступенька крыльца" о моей персональной выставке.

03.08.2020

Статья "Первая ступенька крыльца" в газете "Вечерняя Уфа" от 31 июля 2020 г. №53(13432).

http://vechufa.ru/culture/17781-pervaya-stupenka-krylca.html

В Мемориальном доме-музее С.Т. Аксакова в Уфе с 7 июля по 14 августа проходит персональная выставка «Аксаковские места» подмосковной художницы Натальи Шомовской, посвященная уголкам, связанным с жизнью и творчеством нашего великого земляка. Предлагаем вниманию читателей беседу с автором экспозиции.

- Наталья Юрьевна, Вы - художник из подмосковных Мытищ, а Ваша выставка «Аксаковские места» проходит в Уфе. Как появилась идея ее провести и почему именно здесь - в Мемориальном доме-музее Аксакова?
- Выставка началась с произведений Сергея Тимофеевича... Все мы читали Аксакова, начиная со сказки ключницы Пелагеи в детстве и затем «Семейную хронику», «Детские годы Багрова-внука», «Записки об уженье рыбы» и другие. Позапрошлой зимой я прочитала Аксакова от издательства Сытина 1913 года, еще с ятями и отсутствием редакторских правок. И к красоте описания добавились определенная деликатность и красота слова. Побывав в 2019 году первый раз в Башкирии, я стала восторгаться практически тем же, что с первых страниц показывает читателю Аксаков – бескрайними просторами, плодородной богатой землей, высоким небом, пасущимися табунами, реками - от маленьких ручейков до больших, норовистых, несущих течение по степям, между гор и холмов. А потом я побывала в Доме-музее Аксакова в Уфе, там, где вырос будущий писатель. Поэтому выставляться здесь – особая радость и ответственность. Задумывалось провезти выставку по местам, связанным с жизнью и творчеством Сергея Тимофеевича. Но это тема - долгая и бескрайняя для проработки, поэтому сейчас - только «первая ступенька крыльца, чтобы войти в дом». Аксаковских мест представлено в экспозиции пока немного – Башкирский цикл, Московский и Подмосковный циклы, Казанский цикл, всего 46 работ – картины и этюды маслом, а также графика карандашом и тушью.
Это моя первая персональная выставка, и она уже столкнулась с определенными испытаниями. Выставка должна была проходить в апреле, но из-за коронавируса она открылась только 7 июля и будет работать до 14 августа.

- Что Вы подразумеваете под понятием «цикл» и что в него входит?
- В Башкирском цикле пока есть только природа Башкирии – 5 картин весеннего периода, и почти на всех отражены так или иначе просторы вашего края. Когда буду демонтировать свою выставку, планирую съездить еще на этюды на пару дней и пополнить цикл уже летними работами. Казанский цикл посвящен периоду обучения Аксакова в Казани. Подмосковный – самый большой, это Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде и усадьба Абрамцево, где и прошли творческие годы Аксакова. Московский цикл пока совсем небольшой, всего 2 этюда из старейшего московского Симонова монастыря, где Сергей Тимофеевич нашел упокоение.

- Как Вы собирали материал для выставки, как решали, что именно нужно писать, что Вам самой больше нравится?..
- Я работала прежде всего с самими произведениями Сергея Тимофеевича, ведь они автобиографичны - Аксаков был первым, кто положил начало жанру бытописательства. Потом по упомянутым местам я делала поиски, что сохранилось, что - нет, что перестроилось или осталось таким же, каким это видел Аксаков. Читала литературу о нем. Например, храмы в Казани… В них ходили молиться родители Аксакова вместе с юным Сережей перед его поступлением в гимназию и по завершении года обучения, когда его забирали для поправки здоровья в деревню – это Собор Петра и Павла в столице Татарии и Собор Казанской иконы Божией Матери в Богородицком монастыре, но в первом соборе в верхнем храме убранство такое же, каким его видели Аксаковы, а Собор в монастыре только воссоздают после разрушения. Я связывалась с настоятелем Петропавловского Собора отцом Сергием и после благословения приехала прошлой осенью прямо с поезда в 6 утра писать этюд в храме перед ранней литургией. Это были незабываемые впечатления и удивительный день. Настрой и настроение, трепетное отношение, любовь и уважение к тому месту, которое ты выбрал или которое выбрало тебя, обязательно должны быть в работе художника. Еще посетила музей в Казанском университете и оттуда тоже начала свои казанские поиски после беседы с местным научным сотрудником, потом вышла и написала здание университета. Кстати, Петропавловский собор в Казани является самым выдающимся памятником барочного зодчества в России. По этюдам в храме я написала картину «К Казанской Божией Матери».
Или абрамцевские этюды! Это тоже большая радость – приехать туда, где на берегу реки Вори удил рыбу Аксаков и продумывал свои произведения, и видеть почти его глазами всю красоту тех мест, уже другую красоту, более камерную и тихую - нашего Подмосковья. В своем стихотворении Аксаков называл это место «Разнообразная природа, уединенный уголок». Действительно, усадьба занимает 50 гектаров, и там множество красивых мест и видов, бесконечно разных в разную погоду, время года и суток. Помню настроение каждого этюда – и летний зной, и сладкий запах кувшинок, и осеннюю тишину, и удивительный малахитовый цвет берега и воды осенью, когда зеленые ели отражались в зацветшей запруде Вори. Из аксаковских построек остался немного перестроенный усадебный дом, все остальное уже строилось или менялось при Савве Ивановиче Мамонтове, который купил усадьбу у Аксаковых после смерти писателя. На примере усадьбы Абрамцево, дважды ставшей мощным культурным центром для писателей, поэтов, художников и музыкантов, видно, как можно прожить свою жизнь – и по семье Аксаковых, и по семье Мамонтовых, посвятивших себя служению Родине и народу.
На этюды в Симоновом монастыре тоже получала благословение от настоятеля Отца Евгения. Еще в студенчестве на меня произвел сильное впечатление этот монастырь. И вот так сложилось, что я писала там этюды. Симонов монастырь основан в 1370-х годах преподобным Феодором, племянником Сергия Радонежского. Сергий Радонежский всегда останавливался в монастыре при поездках в Москву, часто приезжал к своему племяннику Федору, трудился здесь вместе с братией. Монастырь, после того, как часть его зданий взорвали, а погост уничтожили, задавленный постройками советского времени, с одной стороны заводом ЗИЛ, с другой – стадионом, все равно производит впечатление исполина. Только раненого исполина… Но сейчас монастырь потихоньку восстанавливают.
А картина «У Преподобного Сергия» написана по впечатлениям раннего ноябрьского утра в Троице-Сергиевой Лавре в Сергиевом Посаде - после исповеди перед самой ранней литургией была морось, снега не было, над городом стояло марево от ночных огней, а подсветка в Лавре добавляла волшебного света, который рассеивался в тумане мороси. Мне очень повезло это увидеть и сохранить воспоминания в картине, которая является одной из моих любимых.

- А как связана Троице-Сергиева Лавра с судьбой Сергея Аксакова?
- Аксакова назвали в честь Сергия Радонежского - так пожелал его дедушка и посоветовал сыну и невестке заказать молебен у Сергия, и если родится сын, то назвать Сергеем. И еще там был с почестями похоронен сын Сергея Тимофеевича Аксакова Иван Сергеевич Аксаков за заслуги перед церковью. Думаю, и сам Сергей Тимофеевич неоднократно бывал в Лавре и молился там, тем более, это не очень далеко от усадьбы Абрамцево.

- Какие у Вас планы на будущее, будете ли продолжать аксаковскую тему в своем творчестве?
- Да, продолжать буду. Во-первых, расти дальше, потому что это моя первая персональная выставка. Во-вторых, я не побывала еще и в половине мест, связанных с Сергеем Тимофеевичем Аксаковым, география очень обширна – пока совсем не охвачены Ульяновская, Оренбургская и Самарская области, мало отражена Башкирия, можно более плодотворно поработать в Москве, хотелось бы прочувствовать тихий уют усадьбы Абрамцево зимой.

- Наталья Юрьевна, спасибо большое за рассказ о выставке и планах. Желаем Вам дальнейших успехов!

Вопросы задавала Галина ХОЛОШЕВСКАЯ-КУЗИНА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ и из открытых источников.